Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание № 366
i

Ха­рак­тер­ной чер­той фи­ло­со­фии Но­во­го вре­ме­ни (XVII—XVIII вв.) яв­ля­ет­ся:

1) стрем­ле­ние к дог­ма­ти­за­ции цен­но­стей пред­ше­ству­ю­щей куль­ту­ры
2) стрем­ле­ние к пе­ре­оцен­ке всех цен­но­стей
3) обос­но­ва­ние идеи об­ще­ствен­но­го про­грес­са, ко­то­рый свя­зы­ва­ют с успе­ха­ми че­ло­ве­че­ско­го ра­зу­ма, раз­ви­ти­ем науки
4) со­зер­ца­тель­ность, не свя­зан­ная с по­все­днев­ной де­я­тель­но­стью
Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Фи­ло­со­фия Но­во­го вре­ме­ни охва­ты­ва­ет пе­ри­од XVI- XVIII вв. Это время ста­нов­ле­ния и оформ­ле­ния есте­ствен­ных наук, от­поч­ко­вав­ших­ся от фи­ло­со­фии. Фи­зи­ка, химия, аст­ро­но­мия, ма­те­ма­ти­ка, ме­ха­ни­ка пре­вра­ща­ют­ся в са­мо­сто­я­тель­ные науки. Од­на­ко оста­ет­ся про­бле­мой вы­ра­бот­ка об­ще­на­уч­ных ме­то­дов по­зна­ния, воз­ни­ка­ет не­об­хо­ди­мость обоб­ще­ния и си­сте­ма­ти­за­ции дан­ных есте­ствен­ных наук. От­сю­да воз­ни­ка­ют новые за­да­чи и при­о­ри­те­ты в фи­ло­со­фии Но­во­го вре­ме­ни.

 

В цен­тре вни­ма­ния новой фи­ло­со­фии - тео­рия по­зна­ния, от­ра­бот­ка ме­то­дов ис­тин­но­го зна­ния для всех наук. Если спе­ци­аль­ные "част­ные" науки от­кры­ва­ют за­ко­ны при­ро­ды, то фи­ло­со­фия при­зва­на об­на­ру­жить за­ко­ны мыш­ле­ния, дей­ству­ю­щие во всех об­ла­стях зна­ния. Этим за­ни­ма­ют­ся такие из­вест­ные мыс­ли­те­ли, как Френ­сис Бэкон, Томас Гоббс, Рене Де­карт, Джон Локк, Бе­не­дикт Спи­но­за, Гот­ф­рид Виль­гельм Лейб­ниц (XVII в.). Они ищут за­ко­ны ра­зу­ма, воз­мож­но­сти ко­то­ро­го пред­став­ля­ют­ся без­гра­нич­ны­ми. Од­на­ко разум в ре­аль­ной жизни "за­ту­ма­нен", "за­тем­нен" не­ки­ми лож­ны­ми пред­став­ле­ни­я­ми и по­ня­ти­я­ми - "идо­ла­ми" (Бэкон). Воз­ни­ка­ет идея "чи­сто­го ра­зу­ма", т. е. сво­бод­но­го от "идо­лов", ко­то­рый про­ни­ка­ет в сущ­ность яв­ле­ний. Ак­тив­но ищут ис­тин­ный, глав­ный метод по­зна­ния, ко­то­рый при­ве­дет к ис­ти­не веч­ной, пол­ной, аб­со­лют­ной, при­знан­ной всеми лю­дь­ми. Ос­но­вой но­во­го ме­то­да счи­та­ют чув­ствен­ный опыт, вы­дви­гая идею сверх­зна­чи­мо­сти эм­пи­ри­че­ско­го ин­дук­тив­но­го зна­ния (Бэкон, Гоббс, Локк), или ин­тел­лект, да­ю­щий ло­ги­че­ское, де­дук­тив­но-ма­те­ма­ти­че­ское зна­ние, не сво­дя­ще­е­ся к че­ло­ве­че­ско­му опыту (Де­карт, Маль­бранш, Спи­но­за).

 

В любом слу­чае, тор­же­ству­ют ра­ци­о­на­лизм и ме­то­ды ана­ли­ти­че­ско­го по­ряд­ка, при­ме­ня­е­мые ко всем об­ла­стям ре­аль­но­сти. "Все­рас­чле­ня­ю­щий" и "все­а­на­то­ми­ру­ю­щий" ана­лиз (Ф. Эн­гельс), дав­ший боль­шой эф­фект (пре­жде всего в ме­ха­ни­ке и ма­те­ма­ти­ке), про­воз­гла­ша­ет­ся ос­но­вой на­уч­но­го зна­ния. Такое на­прав­ле­ние в со­вре­мен­ной ме­то­до­ло­гии обыч­но на­зы­ва­ют "ме­ха­ни­цизм" и "ме­та­фи­зич­ность". В фи­ло­со­фии Но­во­го вре­ме­ни по­яв­ля­ет­ся ряд спе­ци­фи­че­ских про­блем и уста­но­вок:

 

- пол­ная се­ку­ля­ри­за­ция науки. Син­тез науки с ре­ли­ги­ей, веры с ра­з­умом - не­воз­мо­жен. Ни­ка­кие ав­то­ри­те­ты не при­зна­ют­ся, кроме ав­то­ри­те­та са­мо­го ра­зу­ма (Т. Гоббс);

 

- вы­дви­же­ние науки в ранг важ­ней­ше­го за­ня­тия че­ло­ве­че­ства. Имен­но она спо­соб­на обо­га­тить че­ло­ве­че­ство, из­ба­вить его от бед и стра­да­ний, под­нять об­ще­ство на новый этап раз­ви­тия, обес­пе­чить об­ще­ствен­ный про­гресс (Ф. Бэкон);

 

- раз­ви­тие наук и ко­неч­ное под­чи­не­ние че­ло­ве­ком при­ро­ды воз­мож­но тогда, когда будет сфор­ми­ро­ван глав­ный метод мыш­ле­ния, метод "чи­сто­го" ра­зу­ма, спо­соб­ный дей­ство­вать во всех на­у­ках. (Р. Де­карт). Тео­рия по­зна­ния ста­но­вит­ся цен­тром фи­ло­со­фии Но­во­го вре­ме­ни.

 

Про­бле­ма на­уч­но­го ме­то­да и шире - про­бле­мы по­зна­ния - все­гда на­хо­ди­лись в цен­тре вни­ма­ния фи­ло­со­фии Но­во­го вре­ме­ни. Нель­зя по­зна­вать Бога, при­ро­ду, че­ло­ве­ка, об­ще­ство, не вы­яс­нив пре­жде, ка­ко­вы за­ко­ны по­зна­ю­ще­го Ра­зу­ма. В от­ли­чие от дру­гих наук фи­ло­со­фия долж­на изу­чать имен­но мыш­ле­ние че­ло­ве­ка и его за­ко­ны. Она долж­на найти такой метод, ко­то­рый при­ме­ним ко всем на­у­кам. Мыс­ли­те­ли XVII-XVIII вв. не­од­но­крат­но фик­си­ро­ва­ли вни­ма­ние на том, что зна­ний (тео­рий, ги­по­тез, осмыс­лен­ных фак­тов в науке) много, а метод, ко­то­рым можно по­лу­чить и про­ве­рить ис­тин­ность зна­ния, не раз­ра­бо­тан. Надо найти ис­тин­ный метод науки, найти те пер­во­прин­ци­пы Ума, с ко­то­рых на­чи­на­ет­ся по­стро­е­ние ис­тин­ной фи­ло­со­фии, а затем и всех дру­гих наук.

Пра­виль­ный ответ: обос­но­ва­ние идеи об­ще­ствен­но­го про­грес­са, ко­то­рый свя­зы­ва­ют с успе­ха­ми че­ло­ве­че­ско­го ра­зу­ма, раз­ви­ти­ем науки

Источник: Цен­тра­ли­зо­ван­ное те­сти­ро­ва­ние по об­ще­ство­ве­де­нию, 2015
Сложность: II